Краткое описание
Компания «1С-Рейтинг» завершила внедрение комплексной информационной системы управления на базе «1С:Управление производственным предприятием для Казахстана» в группе из шести казахстанских компаний, находящихся под управлением УК «Северсталь-Золото». В результате удалось обеспечить ведение учета во всех компаниях согласно единой методологии, внедрить четкие процедуры распределения затрат и формирования себестоимости, улучшить контроль за расходованием средств. Управляющая компания теперь может отслеживать себестоимость продукции и накопление затрат в рамках каждого производственного передела. Еще один результат, который особо отмечает управляющая компания — сокращение сроков закрытия периода по группе казахстанских компаний, в рамках проводимой по холдингу программы Fast Close (Быстрое закрытие).
Заказчик
Управляющая компания «Северсталь-Золото» (золоторудный дивизион), входит в группу компаний «Северсталь». Она управляет золотодобывающими активами и включает как действующие золотодобывающие предприятия, так и геологоразведочные проекты, расположенные в России, Казахстане и Западной Африке. На текущий момент группа компаний «Северсталь» занимает второе место по добыче золота среди российских компаний.
Содержание
Цели и задачи
Было решено создать единую информационную систему на современной технологической платформе, которая удовлетворила бы информационные потребности каждой из компаний, и таким образом обеспечить:
- Объединение управленческого, бухгалтерского и налогового учета всех казахстанских компаний в одной системе.
- Ведение учета в соответствии с едиными учетным принципам Золоторудного дивизиона ГК «Северсталь», представленным различными элементами учетной политики, методическими подходами, правилами и процедурами ведения учета, а также организационно-техническими аспектами.
- Унификацию подходов в учете по всем областям регламентированного учета для всех казахстанских компаний — учет НДС, кратко- и долгосрочные расходы будущих периодов в приложении к горно-рудным работам, амортизационные отчисления горного оборудования.
- Прозрачные схемы распределения затрат и расчета себестоимости полуфабрикатов, готовой продукции и незавершенного производства казахстанских компаний.
- Сокращение сроков подготовки управленческой отчетности для управляющей компании.
- Ведение учета в соответствии с требованиями законодательства.
Ситуация до старта проекта
После приобретения ею шести казахстанских компаний (трех производственных, двух обслуживающих и одной торговой) было необходимо унифицировать учетные и управленческие процессы. Существующие на тот момент учетные системы предприятий были разрознены и не могли обеспечить должного уровня детализации части бизнес-процессов производственного учета, управления запасами, персоналом, денежными средствами и взаиморасчетами.
Архитектура решения и масштаб проекта
Для реализации проекта была выбрана конфигурация «1С:Управление производственным предприятием для Казахстана», позволяющая создать комплексную информационную систему для управления и учета, обеспечивающую ведение учета финансово-хозяйственной деятельности компаний всей группы в соответствии с регламентированным казахстанским законодательством и корпоративными стандартами.
Особенности и уникальность проекта
По итогам тендера для помощи в решении поставленных задач была приглашена компания «1С-Рейтинг», зарекомендовавшая себя как надежный партнер по созданию сложных корпоративных систем на крупных предприятиях и предложившая оптимальное сочетание цены, объема работ и сроков реализации.
В ходе проекта специалисты «1С-Рейтинг» провели комплексное обследование бизнес-процессов казахстанских компаний группы, выполнили проектирование системы и доработку типового решения, обучили персонал и внедрили разработанную систему.
Поскольку до момента внедрения учет во всех компаниях велся в отдельных информационных базах, нормативно-справочная информация также была не унифицирована. Помимо этого управляющая компания поставила задачу приведения основных классификаторов в соответствие с общекорпоративными. Совместными усилиями специалистов компаний «Северсталь-Золото» и «1С-Рейтинг» были приведены к единой кодировке основные классификаторы (номенклатура и материалы, контрагенты и договоры, статьи затрат и статьи движения денежных средств, основные средства, объекты строительства и др.). Импорт информации из предыдущих систем в новую систему осуществлялся уже с учетом разработанных сводных классификаторов.
Государством тщательно регулируются и регламентируются все процессы, связанные с добычей и торговлей золотом, что влечет за собой особые требования к учету и расчету себестоимости данной продукции.
Ранее схема распределения затрат и расчета себестоимости в учетных системах удовлетворяла нужды только бухгалтерских подразделений. В то же время планово-экономические службы оперировали наиболее полной аналитикой себестоимости продукции. В ходе проекта была разработана схема попередельного распределения затрат и расчета себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции, которая удовлетворяла нуждам как планово-экономических и финансовых служб компаний группы, так и отвечала требованиям управляющей компании. По результатам ее разработки был смоделирован сквозной тестовый пример, который помог удостовериться в корректности и достоверности разработанной схемы.
В силу специфики учета оборота золотосодержащей продукции в типовой функционал был добавлен параллельный с основными количественными показателями учет содержания граммов золота во всех производимых полуфабрикатах и готовой продукции, а также соответствующая отчетность. В результате в информационной системе формируется баланс сырья, позволяющий контролировать учет золота и соответственно рациональное использование сырья на всех производственных переделах. В то время, как предыдущая система позволяла отслеживать только начало и конец производственного процесса.
Для обеспечения финансистов и служб снабжения механизмами учета и контроля задолженности поставщикам и оплат была внедрена разработанная подсистема «Управление освоением договорных обязательств», построенная на базе существующих подсистем «Управление взаиморасчетами» и «Управление денежными средствами». С ее помощью соответствующие специалисты получили возможность анализировать заключаемые договоры, управлять графиками оплат по договорам, а также планировать и отслеживать оплаты с учетом этапов этих графиков. Таким образом, обеспечен контроль расходования денежных средств на казахстанских предприятиях.
Благодаря внедрению подсистемы планирования закупок, отмечено более четкое взаимодействие с поставщиками материалов, оборудования и услуг. Кроме того, до внедрения единой системы в службах закупок существовали выделенные сотрудники, отвечающие за ведение документооборота в предыдущих системах, тогда как сами снабженцы в них не работали. Теперь, после внедрения, в системе работают абсолютно все сотрудники указанных служб. Выделенные ранее сотрудники теперь выполняют свои непосредственные обязанности, т.е. полноценные функции снабженцев, что позволило оптимизировать загрузку на отделы в целом.
Результаты проекта
В числе новых возможностей для бизнеса, которые дало внедрение решения Сегодня система работает в режиме промышленной эксплуатации, автоматизировано 68 рабочих мест.