Оставьте вашу заявку

Обзор изменений раздела налогового администрирования в налоговом законодательстве

Дата публикации: 29.11.2011

В июле 2011 года подписан Закон, который внес ряд поправок и дополнений в законодательные акты – Закон Республики Казахстан от 21.07.2011г. №467-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения». Закон вступает в силу с 01 января 2012 года, при этом часть положений вступает в силу ретроспективно. В данной статье хотелось бы осветить основные изменения, коснувшиеся норм налогового администрирования.

Ниже по тексту будут использованы следующие сокращения:

  • НК РК – Налоговый Кодекс Республики Казахстан.
  • Закон - Закон Республики Казахстан от 21.07.2011г. №467-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения».

1. Изменения и дополнения, вступившее в силу с 01 июля 2011 года

  • Пунктом 4 статьи 598 НК РК предусмотрено при передаче в электронном виде заверение электронно-цифровой подписью уполномоченного органа справки об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

  • Статья 586 НК РК уточнена нормой, в соответствии с которой камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период.

  • При выявлении нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет в органы налоговой службы пояснение по выявленным нарушениям. При этом в целях улучшения порядка администрирования, статья 587 НК РК дополнена пунктом 2-1, где четко оговорены сведения, которые должны содержать пояснение налогоплательщика (налогового агента) на уведомление по камеральному контролю.

«2-1. Пояснение, указанное в пункте 2 статьи 587 НК РК, должно содержать:

1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения);

3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями;

6) перечень прилагаемых документов.

В случае если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению».

2. Изменения и дополнения, которые вступают в силу с 01 января 2012 года

  • В статьях 570, 572, 575, 647 НК РК в связи с переходом с 1 января 2012 года на идентификационные номера (ИИН/БИН), предусмотрена возможность замены, переоформления регистрационных форм:
  • свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость;
  • соглашение об использовании и признания электронно-цифровой подписи;
  • регистрационная карточка учета объектов налогообложения по отдельным видам деятельности;
  • регистрационная карточка контрольно-кассовой машины по причине отсутствия в них сведений об идентификационном номере.

По вопросам замены вышеуказанных документов и касательно перехода на единые идентификационные номера (ИИН/БИН) рекомендуется ознакомиться с Письмом Налогового Комитета Министерства финансов РК №НК-06-25/12739 от 25.11.2011 года.

  • Поправками в статью 608 НК РК внесены изменения относительно уведомлений, направленных электронным способом. Уведомление, направленное электронным способом, будет считаться врученным со дня доставки в веб-приложение «Кабинет налогоплательщика». В действующей редакции настоящей статьи (до 01.01.2012г) - уведомление направленное электронным способом считается врученным налогоплательщику по истечении пяти рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы.
  • Внесены изменения в пункт 5 статьи 584 НК РК:
    Налоговые формы, за исключением налоговых регистров, считаются не представленными в органы налоговой службы, если:

1) не соответствуют налоговым формам, установленным уполномоченным органом в соответствии с настоящим Кодексом, или

2) не указан или неверно указан код органа налоговой службы, или

3) не указан или неверно указан идентификационный номер, или

4) не указан или неверно указан налоговый период, или

5) не указан или неверно указан вид налоговой отчетности, или

6) нарушены требования настоящего Кодекса относительно подписи налоговой отчетности, или

7) нарушена структура электронного формата, установленная уполномоченным органом.

Таким образом, Законом были исключены слова «или неверно указан» в подпунктах 2), 4), 5) пункта 5 статьи 584 НК РК. Данная поправка позволяет считать налоговую отчетность, в которой неверно указан код налогового органа, налоговый период, вид налоговой отчетности - представленной. В таких случаях налогоплательщики смогут произвести отзыв налоговой отчетности методом изменения.

  • В пункт 3 статьи 69 НК РК «Порядок отзыва налоговой отчетности» внесены дополнительные подпункты, позволяющие налогоплательщикам произвести отзыв налоговой отчетности методом изменения:

3-1) в которой неверно указан код органа налоговой службы;

3-2) в которой неверно указан налоговый период;

3-3) в которой неверно указан вид налоговой отчетности;

  • На практике филиалам в связи с объективными причинами целесообразнее самостоятельно уплачивать государственную пошлину. В связи с чем, статья 533 НК РК дополнена нормой, позволяющей рассматривать структурные подразделения в качестве самостоятельных плательщиков государственной пошлины при совершении соответствующими уполномоченными органами юридически значимых действий в интересах такого структурного подразделения.

  • В статье 609 пункт 3 НК РК увеличен размер налоговой задолженности, освобожденной от применения к нему способов и мер принудительного взыскания, с трех до шести месячных расчетных показателей. «В случае непогашения налоговой задолженности способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, за исключением способа, указанного в пп. 1) п. 1 настоящей статьи, не применяются в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность в размере менее 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

  • Внесены изменения в статьи 611, 612, 613 НК РК в части применения способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания.

    Продлен на пять рабочих дней срок применения к налогоплательщику, получившему уведомление о погашении налоговой задолженности, способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности таким образом:

  • приостановление расходных операций по банковским счетам, кассе такого налогоплательщика производится - по истечении 10 рабочих дней (вместо 5 рабочих дней по действующей норме до 01.01.2012г) со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;
  • ограничение в распоряжении имуществом - по истечении 15 рабочих дней (вместо 10 рабочих дней по действующей норме до 01.01.2012г) со дня вручения уведомления;
  • выставление инкассовых распоряжений на банковские счета - по истечении 20 рабочих дней (вместо 15 рабочих дней по действующей норме до 01.01.2012г) со дня вручения уведомления.
  • Исключена ответственность налогового агента при уплате им подоходного налога с доходов нерезидента за счет собственных средств без удержания налога у источника выплаты. Внесены поправки в статьи:
  • статья 193 НК РК дополнена подпунктом 3-1:
    «При уплате налоговым агентом суммы корпоративного подоходного налога, исчисленной с доходов нерезидента в соответствии с положениями настоящего Кодекса, за счет собственных средств без его удержания обязанность налогового агента по удержанию и перечислению корпоративного подоходного налога у источника выплаты считается исполненной».
  • статья 201 НК РК дополнена подпунктом 9:
    «При уплате налоговым агентом суммы индивидуального подоходного налога, исчисленной с доходов нерезидента в соответствии с положениями настоящего Кодекса, за счет собственных средств без его удержания обязанность налогового агента по удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты считается исполненной».

Таким образом, мы рассмотрели наиболее важные изменения в части налогового администрирования, вводимые в действие в соответствии с Законом РК от 21 июля 2011 года №467-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения».

Если информация оказалась полезной для Вас, пожалуйста, нажмите на кнопку