Проектная деятельность
Технология ведения проектов
Процесс комплексной автоматизации среднего и крупного предприятия или холдинга значительно отличается от стандартного внедрения учетной системы. Главным отличием является потребность предприятия в более сложной системе учета (ERP), а часто и в системе, способной консолидировать отчетность всей филиальной структуры. Такими системами в линейке продуктов «1С» являются «1С:Управление производственным предприятием для Казахстана» (УПП) и «1С:Консолидация».
Спецификой проектной деятельности по автоматизации крупных предприятий является:
- Определение масштабов:
- от 30-40 до 500-700 пользователей информационной системы
- от 500-1000 до 5000-7000 сотрудников на автоматизируемых предприятиях
- Определение последовательности этапов процесса автоматизации и хронологии для каждого этапа (в среднем сроки проектов составляют от 4 до 9 месяцев)
- Вовлечение в проект специалистов Заказчика с постепенной передачей знаний от специалистов Исполнителя
- Финансирование (бюджет) проекта
Проектная команда «1С-Рейтинг» - это опытные квалифицированные специалисты, компетентность которых подтверждена сертификатами PMI (Project Management Institute), сертификатами «1С:Руководитель проекта» и «1С:Специалист» фирмы «1С». Проекты ведутся согласно ГОСТам 34-й серии - соответствие стандартам повышает качество проектов и значительно снижает риски.
При выполнении проекта всегда учитывается специфика предприятия, исходя из которой составляется индивидуальная карта проекта, но в целом проект можно описать схемой, приведенной ниже.
Особенность проекта состоит в том, что он обладает жизненным циклом, имеющим начало и прогнозируемое, управляемое окончание.
Проектный цикл включает в себя следующие стадии:
- Подготовка проекта.
- Предпроектный анализ.
- Определение требований проекта.
- Определение технических решений.
- Реализация.
- Ввод в действие.
- Сопровождение.
Подготовка проекта
Начальная стадия, на которой определяются подходы к автоматизации, проводится сбор общих сведений о предприятии, на котором планируется комплексная автоматизация, определяются приоритеты и ключевые требования к системе, оценивается эффект, ожидаемый от системы. Окончанием является разработка Стратегического плана проектных работ. В итоге еще раз подвергается внимательному изучению весь жизненный цикл проекта и принимается решение о целесообразности и возможности старта проекта.
Предпроектный анализ
На стадии анализа проводится сбор детальных сведений о предприятии и осуществляемых на нем видах деятельности, моделируются существующие на предприятии бизнес-процессы предприятия «КАК ЕСТЬ» (AS IS), выполняется оценка качества функционирования предприятия (т.е. рассматриваемых бизнес-процессов). Выявляются проблемы, решение которых возможно средствами автоматизации и необходимо для реализации и устойчивого функционирования автоматизированной системы. Предлагается общая концепция модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» (TO BE) (ее детализация возможна на следующем этапе).
Выходным документом этапа является Отчет о предпроектном обследовании, составляемый в целях: документирования бизнес-процессов предприятия-заказчика для анализа их качества; детализации процессов, подлежащих автоматизации; принятия решений о необходимости реорганизации выделенных бизнес-процессов для возможности их автоматизации или повышения их эффективности.
Определение требований проекта и технических решений
На этих стадиях формулируются требования к проектируемой системе, составляется детальный перечень автоматизируемых функций, определяются функции подсистем, концепция построения информационной базы и алгоритмы решения задач.
Проводится разработка, оформление, согласование и утверждение Технического задания, в котором наиболее полно раскрыт функционал, относящийся к разрабатываемым специально для данного проекта функциональным возможностям системы.
Реализация проекта
На этой стадии реализуются специфические решения в виде конфигурации приложений, аппаратных средств и рабочей документации. Результатом является укомплектованная система, которая после проведения предварительных испытаний признается годной к опытной эксплуатации.
В общем случае на выходе стадии могут создаваться следующие рабочие документы - Руководство пользователя и Технологические инструкции по выделенным подсистемам. Эти документы могут использоваться Заказчиком на рабочих местах для обучения сотрудников.
Ввод системы в действие
Ввод в эксплуатацию заключается в подготовке предприятия (в том числе подготовка персонала), а также автономной отладке технических и программных средств, загрузке информации в базу данных, комплексной наладке всех средств системы, опытной эксплуатации.
На этом этапе создается Тестовый пример, который представляет собой максимально приближенную к реальной работе эмуляцию повседневной деятельности пользователей в созданной информационной системе.
Результатом работ является промышленная эксплуатация системы, начатая после проведения приемочных испытаний.
Сопровождение и совершенствование системы
Стадия сопровождения заключается в анализе дополнительных требований к спроектированной системе, возникающих в процессе промышленной эксплуатации. Логика расширения возможностей системы будет определять необходимые фазы, через которые будет проходить новый проект.
Конечно, возможны и исключения:
- в сторону увеличения количества этапов либо неоднократного повторения этапа; например - в случае автоматизации холдингов, некоторые этапы повторяются для каждого предприятия, входящего в холдинг, а также добавляются этапы по консолидации информации;
- в сторону уменьшения; например - в случае, если IT-служба Заказчика достаточно подготовлена, то сопровождение системы может выполняться ею самостоятельно.
Подробную информацию по завершенным проектам можно получить в разделе «Примеры внедрений».