Компания «1С-Рейтинг» завершила проект внедрения корпоративной информационной системы на Павлодарском нефтехимическом заводе - крупнейшем в Казахстане предприятии по производству нефтепродуктов. Система, развернутая на 713 рабочих местах, позволила достичь нового уровня в управлении бизнес-процессами и стала неотъемлемой частью в процессе управления заводом.
ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» – крупнейшее в Казахстане предприятие по производству нефтепродуктов, а также единственное предприятие в Республике Казахстан по набору технологических установок, обеспечивающих глубину переработки нефти 80-85% масс. По технологии завод ориентирован на переработку западносибирской нефти. Основная деятельность предприятия заключается в производстве бензина, топлива для реактивных двигателей, дизельного, котельного топлива, сжиженных газов, битумов, кокса, серы различных марок и т.д.
В 2009 году компания вошла в состав АО НК «КазМунайГаз» (казахстанский национальный оператор по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов), что определило выбор стратегического направления развития предприятия.
Предпосылками проекта явились:
-
Ведение учета на предприятии в более чем 100 разрозненных программах (АРМ-ах) разработки 80-х, 90-х годов. Отсутствие на предприятии целостной учетной системы, которая позволила бы проводить элементарный анализ и контролировать правильность отражения хозяйственных операций на счетах учёта, как в режиме реального времени, так и с определённой периодичностью.
-
Отсутствие плановых и управленческих данных и отчетности в текущей информационной системе.
-
Недостаточно регламентированная процедура поддержания основных классификаторов.
-
Недостаточная автоматизация некоторых разделов учета или функциональных блоков.
-
Высокий процент данных, обрабатываемых «в ручную», затребование нужной информации у сотрудников смежных отделов, что отвлекало их от выполнения непосредственных обязанностей.
-
Двойной ввод данных на некоторых участках учета.
-
Требование управляющей компании полностью войти в периметр компаний, сдающих отчетность через систему 1С:СИКФО (на базе 1С:Консолидации).
Руководством предприятия-заказчика были определены цели проекта:
-
объединение всей информации в единую базу данных;
-
минимизация ручной обработки информации;
-
снижение времени на предоставление отчетной информации;
-
ввод и повышение качества информации на местах, т.е. там, где она образуется;
-
получение оперативной, своевременной и достоверной информации для принятия управленческих решений;
-
организация эффективного взаимодействия подразделений;
-
формирование централизованной методологии учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений, реализация этой методологии в рамках учетной модели корпоративной информационной системы;
-
обеспечение взаимосвязи бухгалтерского и оперативного учета производственно-хозяйственной деятельности;
-
разработка механизмов управленческого учета и планирования по центрам финансовой ответственности и реализация этих механизмов программными средствами системы;
-
улучшение бухгалтерского и аудиторского контроля;
-
повышение эффективности производства.
В качестве исполнителя проекта по внедрению информационной системы была выбрана компания «1С-Рейтинг», зарекомендовавшая себя как надежный партнер при создании сложных корпоративных систем с максимальным охватом рабочих мест.
Началом сотрудничества послужило принятие решения о внедрении «1С:Зарплата и управление персоналом 8 для Казахстана» на 4200 сотрудников. Далее было принято решение о полномасштабном проекте с использованием конфигураций «1С:Управление производственным предприятием 8 для Казахстана» - для автоматизации основного документооборота и «1С:Консолидация 8» - для разработки отчетности.
В связи с требованием управляющей компании о вхождении в периметр консолидации компаний холдинга, работающих на платформе 1С, проект был разбит на две очереди:
Первая – окончание 1-й квартал 2013 г.
Основные цели - построение единой информационной системы и перенос ввода информации на места возникновения, единая нормативно-справочная информация (НСИ), максимально возможный на этом этапе охват оперативного и управленческого учета, интеграция в систему консолидации управляющей компании.
Вторая - 2014 г.
Основные цели – построение расширенного управленческого учета и планирования, план-фактного анализа на основе уже работающего блока подсистем, «поставляющих» фактическую информацию.
В процессе реализации проекта выполнялись сопутствующие консультационные услуги:
-
Разработка трехстороннего мэппинга планов счетов (существующий до внедрения – план счетов управляющей компании – целевой план счетов системы), согласование и частично разработка принципов и подходов регламентированного учета по большей части разделов учета.
-
Формализация и развитие существующей модели учета и распределения затрат, отражения выпуска и расчета себестоимости полуфабрикатов и продукции.
-
Создание модели будущей подсистемы учета объектов соцсферы – начиная от создания и развития новых разделов плана счетов, таблиц корреспонденций, методики расчета себестоимости и заканчивая встраиванием этой модели в общую модель расчета себестоимости по заводу в целом.
Ключевые результаты проекта:
-
Функционирует единая информационная система, ручная обработка информации сведена к минимуму, в полном объеме функционирует регламентированный контур.
-
Ввод информации передан на места.
-
В достаточном количестве подсистем функционирует управленческий контур (казначейство, НСИ, реализация, управление производством и др.).
-
В условиях достаточно сложной производственной схемы (множество переделов, встречный выпуск, развернутая отраслевая специфика, давальческое сырье) и возникновения почти каждый месяц новых учетных ситуаций, в единой подсистеме работают все подразделения, так или иначе участвующие в отражении выпуска и затрат, распределении затрат и расчете себестоимости. Осуществляется управление отчетным периодом с отслеживанием, какие подразделения предоставили всю информацию.
-
В ремонтных цехах введен позаказный учет выпускаемой продукции и услуг.
-
В подсистеме управления запасами работают все склады и кладовые завода.
-
Функционирует подсистема нормативно-справочной информации, позволяющая пользователям создать и согласовывать проект нового или уже существующего элемента справочника, указывая будущий реквизитный состав и т.п. информацию, а эксперту нормативно-справочной информации анализировать и отрабатывать поступающие заявки. Установлены центры ответственности за те или иные классификаторы, составлены регламенты работы с классификаторами и функционируют соответствующие средства контроля.
-
На предприятии функционирует подсистема зарплаты и управления персоналом на 4200 сотрудников. Пользователями подсистемы являются табельщики всех подразделений, кадровая служба, ООТиЗ и расчетчики – около 70 человек. Кроме того, подсистема достаточно плотно взаимодействует с другими подсистемами (учет расходов будущих периодов, прочая реализация, управление производством, учет с подотчетными лицами и др.).
-
Обучено 250 сотрудников предприятия.
-
В рамках требований Системы Управленческой Отчетности холдинга внедрена подсистема начисления, позволяющая отражать операции на основании данных предыдущих месяцев/договоренности с поставщиками, приборов учета и других факторов.
-
Предприятие интегрировано в периметр консолидации компаний холдинга, работающих на 1С.
-
В рамках подсистемы «Управление реализацией» осуществляется оформление документов отгрузки нефтепродуктов трубопроводом, автомобильным и железнодорожным транспортом от заявки клиента до железно-дорожной накладной.
Окончание опытно-промышленной эксплуатации и ввод системы в промышленную эксплуатацию состоялось 01.04.2013 года.
Пользователями системы являются сотрудники всех подразделений предприятия, автоматизировано 713 рабочих мест.
На текущий момент переданы в промышленную эксплуатацию следующие подсистемы:
-
управление производством и Расчет себестоимости продукции;
-
управление продажами;
-
управление закупками;
-
управление запасами;
-
бухгалтерский учет;
-
налоговый учет;
-
управление персоналом;
-
управление ОС и НМА;
-
управление денежными средствами;
-
управление данными об изделиях – состав изделия;
-
управление данными об изделиях – технология производства;
-
управление отношениями с поставщиками (SRM);
-
управление заказами покупателей;
-
управление заказами в производстве.
Заместитель генерального директора по корпоративному развитию Мухит Муратович Маженов так прокомментировал результаты внедрения:
«Планы по внедрению в рамках выполненных работ были реализованы в полном объеме. Хотелось бы отметить, что с помощью единой информационной системы, охватившей большинство подразделений завода, достигнут достаточно серьезный уровень прозрачности бизнес-процессов, в значительной степени усилен контроль за финансовыми потоками предприятия, что в совокупности позволяет принимать достаточно взвешенные управленческие решения».