Оставьте вашу заявку

«1С:Управление производственным предприятием 8 для Казахстана» обеспечивает прозрачность расчета себестоимости готовой продукции АО «Ульбинский металлургический завод»

Дата публикации: 19.07.2012

Компания «1С-Рейтинг» завершила значительный блок работ по внедрению подсистемы учета затрат и расчета себестоимости готовой продукции на предприятии АО «Ульбинский металлургический завод».

Акционерное общество «Ульбинский металлургический завод» на сегодняшний день входит в число крупнейших в мире производителей изделий из урана, бериллия и тантала. Это уникальное предприятие, имеющее более чем 60-летний опыт производства и поставок продукции мирового уровня. Сегодня в составе предприятия:

  • Крупнейшее в СНГ производство ядерного топлива для атомной энергетики
  • Единственное на Евразийском континенте производство, выпускающее все виды бериллийсодержащей продукции от черновых слитков до готовых изделий
  • Единственное в СНГ производство тантала, оснащенное мощным современным оборудованием, способным перерабатывать любое тантал-ниобийсодержащее сырье
  • Мощная научно-исследовательская база
  • Крупный проектно-конструкторский институт
  • Развитая инфраструктура вспомогательных производств

Производственный объект УМЗВ рамках проекта системы управленческой отчетности (СУО) разработанной Фондом национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» для национальных компаний, к числу которых принадлежит АО «Ульбинский металлургический завод», на предприятии был принят план мероприятий на 2010-2012 годы по внедрению СУО.

Жесткие требования к детализации и срокам предоставления данных и неспособность текущей информационной системы отвечать заявленным требованиям стали основными предпосылками перехода на новую систему автоматизации в указанные сроки.

Разработкой и внедрением основной части подсистем занимались сотрудники предприятия в составе подразделения Центра информационных технологий. В качестве партнера для внедрения подсистемы учета затрат, расчета себестоимости и закрытия отчетного периода была привлечена компания «1С-Рейтинг», зарекомендовавшая себя как надежный партнер при создании сложных корпоративных систем с максимальным охватом рабочих мест, в том числе на внедрении у Заказчика предыдущей информационной системы.

Основные инструменты автоматизации:

В рамках проекта были выполнены следующие работы:Печь

  • Проведено обучение ключевых сотрудников предприятия.
  • На основании предоставленной концептуальной схемы расчёта себестоимости продукции и услуг подготовлен и реализован план доработок.
  • Произведено тестовое закрытие на примере одного отчетного периода, которое подкрепило уверенность в выбранном программном продукте, а также помогло определить дальнейший план развития функционала.
  • В условиях промышленной эксплуатации произведено закрытие периода, в пределах допустимого срока сдана необходимая отчетность, что является подтверждением стабильной и корректной работы системы.

Таким образом, в рамках проекта решены следующие задачи:

  • Количество аналитик, в разрезе которых учитываются затраты и себестоимость, расширено до 12 уровней, а именно:
    • Организация, Подразделение, Счет учета, Статья затрат, Заказ, Заказ на обслуживание ОС, Номенклатурная группа, Затрата, Характеристика затраты, Серия затраты, Подразделение-источник, Номенклатурная группа-источник.

Данное решение позволило более глубоко анализировать затраты и четко понимать их природу.

Производственный процесс

  • Реализованы две параллельные методики отражения затрат и расчета себестоимости произведенной готовой продукции, с учетом сложного встречного выпуска внутренних услуг вспомогательных производств:
    • в разрезе комплексных статей затрат — для внутреннего анализа планово-экономическим отделом;
    • в разрезе первичных статей и элементов затрат — для предоставления отчетности в управляющую компанию.
  • С учетом многопередельной структуры производства организован расчет себестоимости реализованной готовой продукции с расшифровкой до первичных материалов (уровень глубины расшифровки управляется пользователем), контрагентов-поставщиков затрат, контрагентов-покупателей продукции с целью выявления внутригрупповых оборотов и расчета итогового маржинального дохода на уровне управляющей компании.
  • В рамках задачи «быстрого закрытия» реализована возможность отражения хозяйственных операций по методу начисления, которая позволила приступать к закрытию отчетного периода до его фактического окончания, а в целях контроля над целостностью данных бухгалтерского учета, были реализованы необходимые инструменты для отслеживания и анализа подобных операций.
  • Организован сбор отчетности, в том числе:
    • обеспечена возможность формирования отчета «Валовая прибыль» (с точностью до подразделений, контрагентов и номенклатурных позиций), который позволил решить задачу определения рентабельности продаж готовой продукции и оказанных услуг, а также в некоторых случаях осуществить корректирующие меры в части:
      • пересмотра спецификаций и норм расходов;
      • изменения методик расчета себестоимости;
    • создан отчет о прибылях и убытках с аналитическими расшифровками всех показателей. При формировании отчета учтена система автоматического определения кода строки. Реализация отчета осуществлена в рамках «1С:Консолидация»;
    • созданы сравнительные отчеты, которые являются инструментом для контроля корректности отражениях данных по регистрам накопления по отношению к данным, отраженным в бухгалтерском учете. Таким образом, бухгалтер может одинаково доверять как данным управленческого контура, так и бухгалтерского, при этом пользуясь всеми преимуществами и удобствами первого;
    • организована удобная работа с отчетами по налоговому мониторингу (МОП), охватывающими специфику учета на предприятии.

Начиная с 1 октября 2011 года система работает в режиме промышленной эксплуатации. Уже на данном этапе внедрения пользователями системы являются сотрудники всех основных подразделений предприятия, автоматизировано 567 рабочих мест. Сейчас система находится на пост-проектном сопровождении, а также на поддержке ИТС.

На текущий момент самым узким местом внедренной системы является быстродействие, а именно время закрытия отчетного периода, которое в силу наличия сложной зацикленной производственной схемы переделов, обеспечения большого количества аналитик и 2-х параллельных методик занимает значительное время.

По словам руководителя проекта со стороны Заказчика, главного бухгалтера АО «УМЗ», Горбатюк Андрея Андреевича:

Горбатюк Андрей Андреевич - главный бухгалтер АО «УМЗ»

«Очевидно, что по сравнению с предыдущей версией программы, сервис стал значительно удобнее: универсальные отчёты, большое количество регистров, сервис работы с отборами данных в журналах, справочниках. Не могу сказать, что работы у кого-то уменьшилось (возможно, даже увеличилось), но то, что процесс учёта стал гораздо прозрачнее, более систематизирован и управляем — это однозначно. Плюс большие возможности по расширению функционала по сравнению с предыдущей версией программы. Относительно расчёта себестоимости могу отметить, что в рамках поставленной задачи (действующей методики) задача реализована в полном объёме. На мой взгляд, наиболее существенным и желаемым к улучшению параметром системы является время закрытия отчетного периода. С этой целью нами запланирован следующий этап проекта по внедрению методики РАУЗ (Расширенная аналитика учета затрат), которая позволит сократить время закрытия, благодаря применению системы линейных уравнений в расчете себестоимости. Мы надеемся на успешное развитие проекта и на дальнейшее плодотворное сотрудничество с компанией «1С-Рейтинг».